Три дня жизни у шаманов Бурятии

Бурятские шаманы

Я стоял на объездной дороге в г. Улан-Удэ и ловил попутку на Иркутск, собираясь добраться до Ниловой пустыни и отправиться в многодневный поход на Шумакские минеральные источники. Остановилась первая же, проезжающая мимо, машина. Я устроился в кресле, познакомился с водителем и моментально обратил внимание на религиозные атрибуты, висящие на зеркале заднего вида…

Шаманская атрибутика

— Вы что, шаманист? — спросил я.

— Да, ты верно понял!

В последствии выяснилось, что он не просто шаманист, а самый настоящий шаман, причем главный в их общине. Мы немного пообщались, успев проехать каких-то минут пять, и Бэликто спросил меня:

— Алексей, а ты сильно занят?

— Да не особо, я же путешествую.

— У нас шаманский обряд в степи будет проходить три дня. Не хочешь поехать посмотреть? Поживешь у нас в гостях, кормят бесплатно. Может поможешь чего.

— Конечно, поехали! Я всегда рад таким возможностям!

— Вот и отлично, сейчас тогда немного покатаемся по городу — надо заехать к кузнецу, забрать у него шаманскую атрибутику для обряда, а потом сразу в поле.

Было весьма странно так резко изменить свои планы. Сначала мы заехали к кузнецу и забрали стальные посохи с навершиями в виде конских голов. Затем, поехали к другому шаману и отдали посохи ему на доработку. Пока мы занимались «бытовухой», Бэлик то и дело угощал меня кедровыми орешками — местные едят их как семечки у нас на юге.

Кедровые орехи

Когда мы разобрались с атрибутикой, пришло время выдвигаться в поле. Ехал шаман полагаясь на Духов, и в пробке успел задеть чье-то боковое зеркало. Тихо матюкнувшись, он вырулил и поехал быстрее 🙂

Когда добрались до места, я увидел перед собой поле, в котором небольшой участок был огорожен красно-белой лентой — территория, где будет проводиться обряд. Огораживается она для того, чтобы из внешнего мира люди не приносили на себе астральных существ (типа бесов, лярв и прочей нечисти). То есть лагерь как бы символически закольцован. Шаманы проводят определенные очищающие ритуалы для места обряда. Выходить можно только через одну «дверь», которая представляет собой два столбика с металлической цепочкой, которую каждый раз надо снимать и вешать обратно при выходе за территорию. Затем, на входе нужно всего себя отхлестать веником, который лежит в ведре с чабрецом, дабы стряхнуть нечисть из внешнего мира. В лагере стоят две большие палатки. Первая представляет из себя место для сна и проведения обряда. Там же находятся и алтари с угощениями для духов. Вторая палатка — кухня-столовая, в которую можно придти покушать до отвала в любое время (я бегал каждые два часа).

Основная палатка

Всего в лагере находилось человек сорок-пятьдесят. Поприветствовав большую часть и познакомившись с шаманкой, которая должна была проводить обряд для повышения своей шаманской квалификации, мы с Бэликом отправились в столовую и поели. Все вокруг задавали мне вопросы как я у них оказался и расспрашивали про автостоп. Таким образом я невольно оказался в центре внимания такого большого количества людей.

После ужина я отправился ставить свою палатку, чем привлек внимание подростков, которые не замедлили произвести на меня впечатление, устроив борьбу недалеко от моего тента 🙂

Подростки выпендриваются у моей палатки

Следующим моим шагом была помощь в подготовке к обряду. Многое из того, что происходило я не понимал, хотя и задавал вопросы. Например, так и не понял зачем столько мороки с березовой рощей на фото выше. Каждое дерево откуда-то было срублено и вкопано в землю возле палатки. Эдакая самодельная березовая роща, где на каждой веточке дерева привязана красная или синяя ленточка. Я помогал долбить ломом дырки в земле, куда вставлялись березки.

В палатке посмотрел жертвенные алтари и восхитился количеством угощений, заготовленных шаманами для мероприятия. Кроме ничтяков, на столах лежали какие-то мантры с обращениями к Духам.

Алтари

Весь вечер я ловил на себе оценивающие взгляды молодежи и слышал смешки за спиной. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь мое присутствие для них оказалось нонсенсом. Однако один парнишка лет 13-ти осмелился подойти ко мне и заговорить. Он оказался белой вороной в их кампании за свою наивность и доброту. С тех пор он частенько ходил за мной и задавал вопросы о путешествиях, об английском языке и других, интересовавших его вещах. Меня очень тронула его искренность. Поэтому я постарался дать максимально полезные жизненные советы этому мальцу. В особенности, чтобы он никогда не боялся чужого мнения и оставался таким же добряком не смотря ни на что.

Дело близилось к ночи, а обряд никак не начинался — не успели подготовиться как надо и перенесли на утро. Я отправился спать и проснулся утром от звуков барабана. Быстро одеваясь и бухтя себе под нос что-то вроде:

— Идиот, Леша, всё проспал!

Я выбежал из палатки, но обнаружил, что ничего сверхъестественного пока не происходит — просто шаман бьет в бубен и произносит мантры. Я еще успел пойти позавтракать прежде чем всё началось. А началось всё так же внезапно, как и мое утреннее пробуждение: человек бил в свой обтянутый кожей барабан и вдруг вскочил с воплем. Все упали на колени и склонили головы. В таком положении мы находились пока шаман в трансе не вышел из палатки к «березовой роще». Роща была основным местом действия обряда. Вокруг нее бегал или ходил шаман в трансе, а также мама, папа и подростки — все связанные между собой лентой. Суть этих ролей я тоже не совсем понимал, но ходили они связанные целый день (и даже спали ночью). Между ними нельзя проходить и переступать их ленту. Если кто-то из детей хотел в туалет, они всей кучкой отправлялись туда, отвязывали человека, он быстро бежал «по делам» и снова привязывался к группе.

Шаман в трансе и «семья» бегают вокруг рощи

Первый шаман, входивший в транс, произвел самое крутое впечатление. Он прыгал, истошно вопил чужим голосом и издавал разные булькающие звуки. По очереди к нему подбегали люди и падали в ноги, прося о какой-либо помощи в жизни. Шаман в эти секунды как бы притихал и выслушивал просьбу, после чего небольшой плеткой слегка бил по спине просящего, благословляя его.

Всё это продолжалось около получаса и в какой-то момент шаман побежал в палатку, а остальные закричали: «Лови его!». Мужики схватили и усадили шамана на стул — дух покинул тело. Когда шаман снял маску, вид у него был крайне плохой и его рвало около десяти минут.


Что мне понравилось в общине, так это доброе отношение. Я как бы стал членом их семьи. Со мной часто разговаривали сами шаманы и не уставали отвечать на мои дотошные вопросы.

Одно из угощений для духов сгорает на костре

Спустя час после первого транса, все собрались у костра для прохождения обряда очищения. В угли клали большие камни, пока они не раскалятся, а затем шаман поднимал такой камень на лопате и каждый должен был лизнуть его минимум три раза (чем больше, тем лучше) для очищения кармы. В какой-то момент взоры устремились в мою сторону и Бэлик неуверенно спросил буду ли я лизать камень. К удивлению всех, я сразу двинулся к шаману. Для меня он не пожалел сил достать совсем раскаленный камень. Я отчетливо помню как выжидательно и с улыбкой все смотрели на представление. Я наклонился над лопатой и три раза с шипением, всем языком облизал раскаленный булыжник. Вокруг раздалось восторженное: «ооооууу» и я гордо шагнул в сторону, дрожа от адреналина. Даже подумать не мог, что возможно вытворять подобное без какой-то особой подготовки. Язык, конечно, жгло, но терпимо.

За минуту до лизания раскаленных камней

Дальше община разделилась на мужскую и женскую половины. Мужчины разделись по пояс и по очереди подбегали к костру, где шаман хлыстал нас веником, окуная его в горячий чай из чабреца.

Спустя еще час пришло время ритуального убийства барана. Двое парней держали животное, шаман дал ему выпить какого-то молока (часть ритуала) и затем барана положил на землю кверху брюхом. Рогатый довольно сильно брыкался и молодые парни с трудом удерживали его. В этот момент я понял, что снимать видео будет лишним и поэтому стал просто наблюдать за процессом.

Барану дают молоко

Баран прямо перед смертью

Для ритуала баран убивается особым способом: шаман делает надрез на брюхе животного ровно такой длины, чтобы могла пролезть рука. Затем засовывает руку и пробирается через все органы и ребра к аорте у шеи, отрывает ее пальцем и баран мгновенно испускает дух. Однако аорту нужно уметь найти на ощупь и пока шаман ищет, бедолага хрипит от боли. В целом это заняло около двух минут. Короче, зрелище не для слабонервных. Бэлик сказал мне, что во время ритуала шаман просит духов о том, чтобы душа барана инкарнировалась в человека.

Далее начинается разделка барана (также особым способом) так, чтобы не пролилась кровь из его тела.

Разделка барана

Я помог снять шкуру и затем шаманы вытащили все внутренние органы в тазик. Кровь черпаками собрали в отдельную кастрюлю. Женщины занялись органами и кишками. Все складывалось в отдельную посуду, а из кишок вычищались фекалии. Требуху  негодную для духов зачем-то вещают на небольшой трезубец.

Трезубец с требухой

В очищенные кишки заливается кровь, затем их завязывают узлами и варят. Разделанного барана и все органы соответственно тоже варят.

Варка барана

Позже, сваренного барана как пазл собирают по частям и кладут на специальный деревянный поднос для угощения духов. Этого барана никто не ест и в конце обряда он сжигается вместе с березовой рощей.


После обеда, шаман Бэликто призвал в себя дух своей бабушки и в состоянии транса ходил с клюкой, разговаривая со всеми неестественным голосом бабульки. Для себя я так и не смог определиться: увидел я представление хорошего актера или же настоящий транс. В это время, в лагере оказался мужик, случайно наткнувшийся на нас. Его пригласили наблюдать обряд. Он стоял как раз рядом со мной и скептически смотрел на «бабушку-шамана», затем повернулся ко мне и спросил:

— Ну ты же не веришь в это?

Я же был настолько поглощен процессом и проникся уважением к некоторым шаманам, что повернулся и глядя в глаза мужика произнес:

— Откуда вам знать во что я верю?

Мне было неприятно его отношение к священному обряду и поэтому я обошел наблюдателя и встал рядом с шаманом.

 


В течение дня шаманы довольно часто входили в транс, ничего нового я больше не увидел и начал утрачивать интерес к происходящему. Я пошел на кухню пообщаться с девушкой поваром и она мне рассказала несколько интересных историй. Девушка уже много раз посещала подобные обряды и видела мистические вещи.

Однажды, шаман, находясь в трансе прошел сквозь натянутую веревку не порвав ее. В другой раз залез на тоненькую березку высотой около пяти метров и она не сломалась. А самый интересный для меня случай оказался связанным с современными технологиями. Так во время одного из обрядов девушка достала свой телефон, чтобы узнать время. На рабочем экране у нее стоит виджет, по GPS определяющий местоположение и погоду. Так вот местоположение в тот момент у нее определилось как «Космос». Не правда ли удивительно?? Она даже показала мне скриншот.


К вечеру я решил, что не останусь больше в лагере и на следующий день уеду, потому как действительно происходило всё одно и то же. Утром я попрощался со всеми и почему-то забыл сфотографироваться на свой телефон с кем-либо. Со мной же фоткались все, кому не лень — от подростков до шаманов)).

Покидать лагерь было довольно грустно, но в то же время волнительно от того, что впереди меня ждали новые приключения!

Некий шаманский камень недалеко от лагеря.

Табличка по дороге на Шумак, но связана с шаманским местом силы

Метки: , , , , , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *